Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
По жаре мыться хочется как можно чаще, даже если не испачкаешься — будешь весь потный. Например, после ходьбы по грунтовой дороге плотный слой пыли хочется смыть тут же и сразу. Любая речка или даже ручеек — это потенциальный источник чистоты и свежести. Если вода не достает даже до щиколоток, можно использовать кружку или миску. Не бойтесь холодной воды — в жаркий день это даже приятно, не заболеете. Местные сельские жители обычно моются два раза в день под общественной колонкой в центре поселка. Если у вас есть простыня или саронг, чтобы завернуться во время мытья — можете присоединиться к ним. Жители поселка будут шумно радоваться (меня однажды всем селом поливали из ведра, а Тоню после банной процедуры женщины дружно натирали своей пудрой).
Вымыв белого мистера, нельзя не сфотографироваться с ним. Индия
Кроме национальных парков (их районы обозначены в путеводителях и на картах в местных книжных магазинах), есть и обычные леса, ничуть не хуже. Причем обычных лесов гораздо больше. По некоторым охраняемым зонам можно свободно путешествовать (ловить животных и разводить костры как правило нельзя). В некоторые парки на входе продают билеты, только в самые строгие пускают исключительно с гидом и заранее оформленным дорогим пропуском. Если идете в заповедник, узнавайте условия попадания заранее (этой информации много на английском языке), если такой информации нету — скорее всего вход свободный.
В национальных парках нет охоты, и туда стоит идти, если хотите посмотреть животных. В других аспектах все леса примерно одинаковы. Впрочем, во многих давно заселенных местах (например, на юге Таиланда и в Малайзии) изначальные леса сведены, и вторичный лес растет на заброшенных несколько десятилетий назад полях. С точки зрения лесов очень хороши юго-запад Китая и острова Индонезии (кроме Явы и Бали).
Номинально охраняемый тропический лес. Вход свободный. Лаос.
Большинство местных жителей фотографируется ради самого действа. Показать на экранчике фотоаппарата, что получилось — вполне достаточно. Если сфотографировали всю большую семью, они окружат вас и, смотря на фотографию, будут узнавать себя и радостно это обсуждать на своем языке. Впрочем, там где часто бывают туристы, люди иногда ожидают денег (тем чаще, чем больше туристов проезжает через это село, особенно в глухих местах). Давать деньги или нет — дело ваше. Сельские жители здесь не бедствуют (денег у них может быть и мало, но все получается с-дерева-с-поля, покупать не приходится). Мы не просто их фотографируем, как медведей в цирке, а с каждым человеком вступаем в контакт. Отношения, основанные на деньгах, нам кажутся не очень уместными. Если кто-то продает возможность фотографировать его — лучше вообще уберем камеры. Мы ведь не покупаем услугу, мы таким образом общаемся с местными жителями. Великолепный способ проявить благодарность — прислать отпечаток (правда, у нас не всегда получается узнать адрес).
Перед фотографированием лучше спросить разрешения, хотя бы жестами. Если запретили — не фотографируйте. В некоторых местах фотографируются сразу и с удовольствием (доходит до прямых просьб сфотографировать),где-то фотоаппарата боятся (детишки в лаосе играли с нами: они делали вид, что боятся фотоаппарата и с веселыми «испуганными» криками ныряли за забор, а мы делали вид, что вот сейчас возьмем в руки камеру…), где-то вначале стесняются, и можно это преодолеть только при более близком знакомстве.
Семья тибетцев рассматривает снимки.
Если вас 60 человек и вы собираетесь жить рядом с этим селом 2 недели, это действительно неплохая идея. Если же вас двое и вы хотите переночевать и утром двинуться дальше — этим можно пренебречь. Если вы пойдете к старосте, то ночевать придется скорее всего не в палатке, а в доме, с обильной едой, разговорами до часу ночи и визитами разных знакомых хозяина дома (которые тоже не прочь посмотреть на иностранцев). А часов в пять утра — подъем, так как все проснулись и идут на поле. В палатке спокойнее, можно почитать и, вообще, делать, что хочешь. Если поставили палатку совсем рядом с деревней — могут разоблачить, тогда ждите делегацию. Будут уговаривать пойти вместе с ними в деревню, рассматривать ваше имущество, разговаривать с вами. Пару раз в Индонезии приходилось выпроваживать чересчур долгих посетителей.
Вдали от города с пониманием относятся к ночевке в палатке — это нормально (а в Тибете вообще считают за своего брата-кочевника). На сжатом поле
— пожалуйста, костер — нет проблем. Можно даже уточнить, где в окрестностях водятся дрова, попросить воды в деревне (в Индонезии это сильно повышает шанс прихода делегации, в других странах — нет). Несколько раз мы ночевали на полях рядом с навесами от солнца. Ночью они пустуют, и в принципе, если нет палатки, можно прямо под крышей расстелить пенку (в горных районах навесов нет, да и прохладно).
В долине около тибетского стойбища.
Можно обойтись без своей еды вообще, но тогда придется слишком часто искать села, чтобы поесть. Мы обычно берем еду частично, чтобы самостоятельно приготовить утром, если рядом нет села. Готовая еда в жаре долго не хранится, да и приготовить самим часто быстрее, чем найти, где поесть. Но полностью автономную раскладку брать не надо: днем в селах можно покупать фрукты, если случайно съесть много — ужинать не захочется. В малонаселенных районах, например, в Тибете, села как нарочно попадаются после обильного завтрака. Стоит не приготовить его — полдня ходьбы и ни одного села.
Мыло и другие банные принадлежности лучше взять с собой: они изредка встречаются в сельских ларьках, но не везде, долго искать. Из сухих продуктов рис, муку и в Китае лапшу «доширак», а также печенье можно купить в селе. На остальное лучше не надеяться. Хотя бывают и высокоразвитые села с сухим молоком, яблоками (в Тибете это просто находка) и прочим. А, например, в Лаосе кроме риса, бананов с ананасами и готовой еды (салата, вареного риса) в мелких селах ничего нету.
Горелкой в лесной зоне мы пользовались только пару раз, ленять разводить костер из особо мокрых дров. Можно жить и без нее. Палатка очень удобна — не везде же на полях под навесами ночевать, а спальник — в зависимости от высоты и температуры: в Лаосе, Таиланде, Индонезии и других теплых странах можно и без него (взять тоненький плед), в Китай лучше взять, особенно в горы (в Тибет вообще обязательно).
В деревне в Лаосе.
Этнические представления, описаниями которых полны рассказы путешественников и путеводители, на деле встречаются только в отдельных, туристских «традиционных деревнях». В большинстве мест залезают на пальму с куда более прозаичными целями (что-нибудь оттуда сорвать), а размахивают мачете все от мала до велика (лет с семи примерно) чтобы срубить мягкий ствол банана или для расчистки поля от быстро растущих колючих кустов. Телевизоры действительно популярны (там где есть свет), но не плазменные, а типа старого «Рекорда». Часто они включены целый день и ориентированы на улицу, так что смотреть сериал могут не только жители дома, но и их соседи.
Традиционность в отдаленных деревнях полная, кое-где в Лаосе женщины ходят топлесс (все остальные элементы одежды присутствуют, включая длинный саронг). Воспринимают это как норму: бабушки так ходили, а мы чем хуже? В одном селе нас даже окружили люди и стали жаловаться, кто на змеиный укус ноги, кто на онемение рук, кто на странное ощущение в груди (во всяком случае, так мы их поняли их жесты). Пришлось промывать и перевязывать раны, давать болеутоляющее и помогать тем, недомогание которых удалось более-менее точно установить.
Женщины деревни протягивают шланг от родника. Индонезия
В большинстве лесов зверей увидеть очень трудно, не то что встретиться с хищником лицом к лицу. Мы специально искали зверей, и то увидеть было большой удачей и редкостью: надо сидеть в засаде, осматривать кусты, поднимать гнилые бревна. В заповедниках зверей побольше, а в обычных лесах местные жители охотятся, и зверей почти нету, а те, что есть не без оснований опасаются этого самого лютого хищника. Рассказы о встречах с тиграми, гигантскими удавами и прочими крупными хищниками — по большому счету сказки. Один раз мы даже ночевали в заповеднике, вокруг были следы тигров, носорогов и слонов, но увидели мы только последних (на них ехали егеря). Оружие мы не берем и по-моему оно здесь не нужно. Хлопот же с ним на любой таможне будет предостаточно.
Чтобы сделать фотографию этого черного хорька я около часа подкарауливал его около норы
Насекомых в тропиках действительно много. Есть места, где почти на каждом дереве — крупный паук. Пиявки проникают даже через плотный носок (два носка, один на другой, спасают), и кровь после них идет чуть ли не целый час. Это безвредно, хотя укусы лаосских потом чешутся около недели. Комаров почти нет по сравнению с нашим русским лесом, даже репеллент часто ездит в рюкзаке лишним грузом. Однако много муравьев, и они прекрасно умеют находить маленькие дырочки в мешках и облюбовывают еду (а то и ползают внутри палатки всю ночь). Выход один — своевременно ремонтировать проколы палатки, если они случаются, и складывать все продукты в закрытый гермомешок рядом с палаткой, а не внутри (по-настоящему актуально это было в Индонезии). По той же причине ужинать лучше в нескольких метрах от палатки.
Ядовитость часто по незнанию преувеличивают, считая ядовитой каждую змею и каждое насекомое. Пауки на нас не нападали. Пиявки не ядовиты. И так далее. Скорпионов мы однажды видели, но они не предпринимали агрессивных действий, а просто грелись на теплой от солнца дороге. Змеи есть, они часто тоже выползают на дороги погреться на свою беду: больше всего мы видели змей, раздавленных колесами грузовика. По данным исследования в Саудовской Аравии (PDF) cмертность от укусов скорпионов примерно в 15 раз меньше, чем от ядовитых змей и составляет 0,17% от количества укушенных. Кроме Ближнего Востока и Мексики таких случаев настолько мало, что даже исследований этого нету. Осторожность не мешает, но подозревать ядовитым каждого безобидного кивсяка не нужно (многоногое существ похожее на червя или гусеницу, размером с сосиску, только тоньше).
Муравьи-ткачи сделали это гнездо из листьев, подвешенное на ветвях дерева.
Те в лучшем случае два десятка маршрутов, что содержат все путеводители по стране вместе взятые, — ничто по сравнению с количеством крестьянских, охотничьих, паломнических троп, используемых местными жителями. Если же вы готовы идти не по тропе, а через лес — вся страна в вашем распоряжении, никаких запретов. Правда даже низкие отроги Гималаев очень круты, многие ущелья непроходимы без многочисленных переправ через полноводную реку, так что в горах бывает лучше все же найти тропу — без нее тяжело.
По маршрутам из путеводителя и в описанных «традиционных деревнях» можно найти показные этнические шоу для иностранцев, людей, ожидающих за фотографирование денег, в несколько раз завышенные цены на еду. В соседних деревнях наоборот очень хорошо а традиционность — выше всякой меры — село и есть село. Кое-где сейчас еще 17-ый век, а не 21-ый. Чем дальше от описанных троп, тем больше люди настроены на общение, любопытны к представителям других культур, гостеприимны. Поэтому часто мы имеем путеводитель только для того, чтобы сделать все наоборот, чтобы в ту деревню, куда возят туристов, не ехать.
Местный проводник, наверное, полезен, но у нас лично с ориентированием и картами все хорошо, и мы ни разу не пользовались такими услугами. Если есть сомнение по пути, можно спросить куда ведет какая тропа у местных жителей. За указание направления, естественно, никакой платы не подразумевается. Если в какой-то деревне многие нанимают проводников, и нам начинают предлагать их услуги, мы обычно стараемся пройти дальше без остановки. Готовиться и изучать карты заранее, конечно в этом случае надо обязательно.
Бронировать заранее — это значит, приплачивать посреднику в городе. Обо всем, конечно же, можно (и дешевле) договориться, прибыв на место.
Тропа, проложенная паломниками между долинами Меконга и Салуина
Я думаю, что мода путешественников по тропиками на основательные ботинки идет еще от британских экспедиционный войск 19-го века. Может быть, солдатам в бою такие ботинки действительно были полезны, а может, просто начальство так решило, кто знает? Если вы собираетесь с мирными намерениями, лучше взять сандалии (Но крепкие! Плохих сандалий лучше все две пары) и две-три пары носков (две пары, одна на другую, можно носить в пиявочных местах, и одна про запас). В ботинках в жаре ноги распариваются, и вы быстро получаете мозоли, не говоря уже о запахе. В сандалях все лишнее быстро испаряется, а с носками маловероятно стереть что-то (впрочем, во многих местах можно ходить даже без носков). Любой брод в сандалях легче — перешел, сушить не надо (снимать перед бродом и балансировать босиком на скользких камнях тоже не надо). Кроме того, каждый ботинок — это такая гиря — ноги устают гораздо быстрее, чем в легкой обуви. Кроссовки легче ботинок, но все равно тяжелее сандалей и дольше сохнут, да и ремонтировать их в пути сложнее — у сандалей если что пришил оторванную стропу и пошел дальше (лучше, конечно, покупать крепкие).
Для защиты от змей и от травм о камни или корни гораздо полезнее быть внимательным и смотреть на тропу хотя бы боковым зрением во время ходьбы. Если случайно наступить на змею — она совершенно не обязательно укусит именно в ботинок. Ботинки нужны, если планируется ходить по снегу и льду в горах (там и «кошки» не помешают). Случайно выпавший снег можно перенести в сандалях, если под них надеть такую комбинацию: на ногу носок (остается сухим и предохраняет от холода), поверх полиэтиленовый пакетик (без дыр!), сверху второй носок (защищает пакетик от разрыва и ногу от скольжения внутри сандалей).
В таких сандалях мы ходили и в Тибете, и по тропикам